В Danone приглашают «Фрутоняню»

Французская компания может купить липецкую

На крупнейшего производителя детского питания «Прогресс» (бренд «Фрутоняня»), который пытаются продать несколько лет, нашелся новый претендент. Переговоры о покупке актива, стоимость которого оценивается до $530 млн, начала французская Danone. Сделка позволит компании нарастить долю российского рынка детского питания более чем вдвое, до 40%.

О том, что Danone рассматривает возможность покупки липецкого АО «Прогресс» (крупнейший в России производитель детского питания; бренды «Фрутоняня» и «Малыш»), рассказали два источника “Ъ” в отрасли. Чиновник из администрации Липецкой области также слышал об интересе французской компании к активу, но полагает, что переговоры пока на ранней стадии. В Danone и «Прогрессе» отказались от комментариев.

По данным источника “Ъ”, знакомого с данными Nielsen, на ноябрь 2018 года «Прогресс» занимал около 25% этого рынка в годовом выражении. Предприятие также выпускает минеральную воду «Липецкий бювет». Основными владельцами «Прогресса» выступают Ольга Белявцева и Светлана Борцова. В 2018 году Forbes оценил их состояние в $500 млн и $260 млн соответственно. Выручка «Прогресса» в 2017 году сократилась на 15,7%, до 20,3 млрд руб., чистая прибыль осталась на уровне 3 млрд руб.

Danone входит в тройку производителей молочных продуктов в стране. Портфель брендов включает «Активиа», «Простоквашино» и т. д., детское питание выпускается под марками «Тёма», «Растишка» и пр. В 2017 году выручка компании в РФ выросла на 3%, до 115 млрд руб. без НДС, подсчитали в Infoline.

«Прогресс» ранее был частью производителя соков «Лебедянский» семьи Борцовых, госпожи Белявцевой и Дмитрия Фадеева. В 2008 году PepsiCo приобрела 75,53% «Лебедянского» за $1,4 млрд, консолидировав всю компанию, но производство детского питания и воды было предварительно выделено в отдельную структуру. Через некоторое время владельцы «Прогресса» начали искать покупателей на этот бизнес. В 2011 году стало известно об интересе к активу Nestle (выпускает детское питание под марками Nan, Nestogen, Gerber), но стороны не сошлись в цене. По данным источника “Ъ” в отрасли, собственники «Прогресса» тогда оценивали компанию в $485 млн. В Nestle не предоставили комментарий.

Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный сегодня оценивает возможную стоимость «Прогресса» в диапазоне 25–35 млрд руб. ($381,09–535,53 млн по курсу ЦБ на пятницу): «С одной стороны, компания — крупнейший производитель детского питания в стране, с другой — в ближайшие годы прежнего роста рождаемости и рынка ждать не стоит».

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко полагает, что торги за актив могут начаться от суммы 25 млрд руб.

На ноябрь 2018 года Danone был третьим производителем детского питания с примерной долей 15% после PepsiCo («Агуша», около 20%), делится данными Nielsen источник “Ъ” в пищевой компании. По его словам, сделка позволит Danone не только занять 40% рынка, но и получить весь ассортимент детского питания, включая фруктовые и овощные смеси. Директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич говорит, что на конец сентября 2018 года продажи детского питания в России росли на 10% в натуральном выражении и на 5,5% в деньгах год к году. В Euromonitor International оценивают объем рынка в 2018 году в 708,6 тыс. тонн (без учета молочной формулы), а оборот — в 242,8 млрд руб. По словам господина Моторного, если сделка по продаже «Прогресса» состоится, она станет одной из крупнейших на российском потребительском рынке за последние годы. Последним значимым независимым производителем детского питания в стране останется ГК «Сивма» Василия Лабзина (бренд «Бабушкино лукошко»), отмечает он.

Основной интерес для Danone в «Прогрессе» представляет бизнес по производству детского питания, а не «Липецкий бювет», считают источники “Ъ”. Сегодня в портфеле французской компании есть бренды премиальной воды Evian, Volvic и Badoit. В текущем виде бизнес «Липецкого бювета» находится на грани рентабельности, а марка представлена в сетях только из-за «Фрутоняни», говорит топ-менеджер крупного производителя водыПрезидент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков все же полагает, что синергия локального производства сильной региональной марки в сочетании с опытом поставок импортных премиальных брендов потенциально может создать хорошую базу для масштабирования бизнеса.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3811586