Владимир Лисин вызвал «Фрутоняню»

Принадлежащие ему структуры могли приобрести АО «Прогресс»

Владелец НЛМК и один из богатейших людей России Владимир Лисин мог стать собственником крупного производителя детского питания АО «Прогресс» (бренд «Фрутоняня»). Сумма сделки оценивается в 85 млрд руб. Миллиардеру покупка «Прогресса» позволит усилить собственный аграрный портфель за счет новых брендов.

Структуры Владимира Лисина приобрели АО «Прогресс» (основные бренды — «Фрутоняня», «Малышам» и «Липецкий бювет»), сообщил Telegram-канал «M&A Новости». Информацию подтвердили два источника “Ъ”, знакомые с ситуацией. Они не раскрыли условия соглашения. Представители «Прогресса» и господина Лисина на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.

АО «Прогресс» существует с 1988 года. Выпускает детское питание, соки, овощные и фруктовые пюре, готовые супы, каши и т. д. Производственный комплекс находится в Липецке и позволяет выпускать 2 млрд упаковок в год.

В 2001 году компанию выкупил производитель соков «Лебедянский», который, в свою очередь, в 2008 году был продан за $1,4 млрд PepsiCo. Однако АО «Прогресс» в эту сделку не вошло. Этот бизнес начали развивать самостоятельно бывшие собственники «Лебедянского» Ольга Белявцева, Николай и Юрий Борцовы.

После кончины господ Борцовых их доли в «Прогрессе» получили наследницы — Нина и Светлана Борцовы. На конец 2023 года они вместе с Ольгой Белявцевой контролировали более чем по 25% бизнеса «Прогресса» через АО «Прогресс Капитал», говорится в пояснении к бухгалтерскому балансу последней компании.

Согласно СПАРК, выручка АО «Прогресс» в 2023 году достигла почти 38 млрд руб., увеличившись на 14,7% год к году, чистая прибыль сократилась на 21,8%, до 6,4 млрд руб. Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный предполагает, что рыночная стоимость компании могла составить 80–85 млрд руб.

По оценкам ассоциации «Союзмолоко», АО «Прогресс» занимает 10–12% розничного рынка молочной продукции для детей. Это третье место среди всех игроков.

Согласно NielsenIQ, спрос на детское питание в рознице с июля 2023 года по июль 2024-го в натуральном выражении вырос на 13,5% год к году, в деньгах — на 16,7%. При этом конкуренция в этом сегменте сдержанная. В этой категории товаров за рассматриваемый период появилось 63 новых бренда, что на 35% меньше год к году, уточнили в NielsenIQ.

Продажу АО «Прогресс» его собственники рассматривали с 2011 года. Претендентами в разное время выступали структуры Nestle и Danone (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов не исключает, что длительный период поиска покупателя мог быть связан с высокой стоимостью актива: успешно продав «Лебедянский», собственники, вероятно, рассчитывали на схожие мультипликаторы. Инвестиционный банкир Илья Шумов не исключает, что Владимир Лисин вложит в «Прогресс» средства, полученные от продажи прошлой осенью грузового оператора — Первой грузовой компании. Эта сделка оценивалась в 200–220 млрд руб. (см. Ъ” от 3 октября 2023 года).

Господин Лисин занимает третье место в рейтинге миллиардеров Forbes с состоянием в $26,6 млрд. Основной его бизнес — НЛМК. Бизнесмен консолидировал свои аграрные активы в группе «Румелко», объединяющей молочные комплексы в Тверской, Калужской областях, Алтайском крае общей мощностью 180 тыс. тонн в год. Растениеводческий дивизион включают 65 тыс. га земель.

Марат Ибрагимов предполагает, что приобретение АО «Прогресс» может позволить Владимиру Лисину усилить собственный аграрный портфель за счет линейки новой продукции, создавать вертикально интегрированный агропромышленный холдинг с широкой географией продаж и, возможно, международной экспансией. Артем Моторный называет АО «Прогресс» «хорошим защитным активом». «Потребители в последнюю очередь экономят на детях, и сейчас сегмент растет, в том числе за счет новых товарных групп с высокой добавленной стоимостью»,— отмечает эксперт. Одновременно он считает фактором риска для этой индустрии снижение рождаемости. В январе—июне 2024 года в России, по данным Росстата, родилось 599,6 тыс. детей, что на 2,7% меньше год к году.

Источник: КоммерсантЪ