«Вкусвилл» впервые за пять лет закончил год с убытками
Ритейлер активно инвестировал в открытие магазинов и дарксторов, а также развивал доставку
Выручка у «Вкусвилла» растет быстрее, чем дорожает себестоимость продукции / Максим Стулов / Ведомости
Чистый убыток ПАО «Вкусвилл» по итогам 2021 г. составил 2,38 млрд руб., сообщает «СПАРК-Интерфакс» со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы. Ритейлер, судя по ранее опубликованной информации, впервые за пять лет закончил год в минусе. К примеру, в позапрошлом году он получил чистую прибыль в размере 1,8 млрд руб., в 2019 г. этот показатель был еще выше – 2,9 млрд руб. Представитель «Вкусвилла» отказался комментировать цифры до официальной публикации отчетности, но и опровергать их не стал.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют понесенный ритейлером убыток тем, что компания активно инвестировала в развитие онлайн-сегмента в течение всего прошлого года. В частности, «Вкусвилл» вложил серьезные финансовые средства в строительство дарксторов (мини-склады для сбора заказов. – «Ведомости»), отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Главный аналитик ПСБ Людмила Теличко, ссылаясь на данные «СПАРК-Интерфакса», уточняет, что на основные средства в 2021 г. было потрачено 49,7 млрд руб. против 2,9 млрд годом ранее. Представитель «Вкусвилла» объясняет это тем, что компания в прошлом году досрочно перешла на новые стандарты бухгалтерского учета аренды недвижимости. Рост основных средств, по его словам, главным образом связан именно с этим, а фактические инвестиции в проекты составили порядка 4 млрд руб.
С января по конец декабря 2021 г. «Вкусвилл» открыл 94 новых магазина, почти сотню дарксторов в 56 городах и 37 «темных кухонь» (используются для производства кулинарии) на базе дарксторов, следует из собственных данных ритейлера. По мнению Бурмистрова, компания смогла по итогам года почти полностью завершить трансформацию в омниканального ритейлера с доставкой преимущественно из дарксторов. Это позволило ей стать лидером по доле онлайн-продаж в структуре выручки среди продуктовых ритейлеров (27%), говорит он, добавляя, что в отдельные даты IV квартала она доходила и до 40%.
Для сравнения: вторая по эффективности в этом сегменте компания Metro имеет долю в 25% (включая сервисы доставки). За ними с большим отрывом следуют «Лента» и «Ашан» (у обеих около 5%). Сейчас «Вкусвилл» входит в тройку крупнейших игроков на рынке онлайн-продажи продуктов, уступая лишь «Сбермаркету» и сервисам доставки X5 Group, напоминает партнер Data Insight Борис Овчинников. Но при этом и убытки у компании меньше. К примеру, убыток «Сбера» от электронной коммерции, фудтеха и такси в прошлом году составили 48 млрд руб., существенную их часть принесли именно «Сбермаркет» и «Самокат», указывает эксперт. Он напоминает, что Х5 Group еще до нынешнего кризиса признавала, что выход ее экспресс-доставки на безубыточность ожидается не раньше 2023 г.
Помимо развития онлайн-направления «Вкусвилл» в прошлом году расширил и свое географическое присутствие: компания вышла в 15 новых городов, в том числе и в удаленных от Москвы регионах – Петрозаводске, Сочи, Уфе и Екатеринбурге.
При такой активной экспансии, удаленности и низкой плотности новых магазинов сохранить эффективность сети в целом очень непросто, отмечает управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный. По его словам, все ритейлеры во время выхода в регионы сталкиваются с ростом операционных расходов и проблемой более низкой покупательной способности населения. Кроме того, часть новых магазинов и дарксторов пока могла не выйти на планируемый уровень эффективности и все еще генерировать убытки.
Тем не менее с точки зрения выручки «Вкусвилл» по итогам 2021 г. продемонстрировал один из самых высоких темпов роста, говорит Бурмистров. По данным «СПАРК-Интерфакса», она увеличилась на 42% до 162 млрд руб. Лучше было только у «Светофора», который нарастил выручку на 45%. Абсолютные цифры «Infoline-аналитика» не предоставила. Выручка у «Вкусвилла» растет быстрее, чем дорожает себестоимость продукции, говорит Теличко из ПСБ. По ее мнению, с сохранением текущего темпа операционной рентабельности компания сможет выйти в прибыль уже в среднесрочной перспективе.
К основным рискам для развития компании Моторный относит, «вероятно, очень сильное падение спроса, связанное с драматическим снижением покупательской способности населения, в особенности в среднеценовом сегменте и выше». С ним согласен Овчинников: он говорит, что «Вкусвилл», который по уровню цен нельзя отнести к масс-маркету, может пострадать от стремления покупателей сэкономить сильнее, чем другие ритейлеры.
Компания может не сохранить прежний уровень рентабельности, особенно выходя в регионы с более низкпой плотностью магазинов, добавляет Моторный. Текущий уровень долгосрочных и краткосрочных обязательств (около 68 млрд руб.) он считает немаленьким, но некритичным. Однако в нынешней ситуации это может превратиться в куда более существенную проблему для «Вкусвилла», рассуждает Овчинников. Управляющая единой концепцией ритейлера Алена Несифорова утверждает, что все сложности, вызванные новыми условиями, в компании стараются оперативно решать по мере их появления. «Мы всегда говорили, что у нас нет долгосрочного планирования, и это в очередной раз помогает нам перестроиться под новые обстоятельства», – говорит онкав
Источник: Ведомости