Артем Моторный

Как самостоятельно продать бизнес. Часть 1.

Решение самостоятельно продать бизнес – это важный и стратегический шаг, который может потребовать значительных усилий и ресурсов. В некоторых случаях, продавцы решают продать предприятие самостоятельно, чтобы избежать дополнительных расходов на услуги профессионалов, таких как финансовые, налоговые и юридические консультанты. Однако, такой подход может быть связан с серьезными рисками и непредвиденными сложностями. В этой статье мы рассмотрим, как самостоятельно продать действующее предприятие. Мы также расскажем о рисках, связанных с самостоятельной продажей.

Этап 1: Подготовка к самостоятельной продаже

Процесс самостоятельной продажи предприятия начинается с тщательной подготовки. В этой части мы рассмотрим ключевые шаги, которые необходимо предпринять до объявления о продаже.

Шаг 1: Оценка стоимости предприятия

Перед тем как приступить к продаже, вам необходимо определить реальную рыночную стоимость вашего предприятия. Это важно для того, чтобы установить адекватную стартовую цену и привлечь потенциальных покупателей. Оценку стоимости лучше всего проводить с помощью профессиональных оценщиков или брокеров, так как они учтут все релевантные факторы, включая финансовые показатели, состояние активов, потенциал роста и прочее. В случае, если стоимость предприятия будет существенно завышена, то собственник рискует потерять много времени и сил, демотивировать сотрудников и упустить возможного инвестора.

Шаг 2: Подготовка финансовых документов

Важным шагом является подготовка финансовой составляющей деятельности предприятия. Это включает в себя:

  • Подготовку полного комплекта финансовой отчетности: бухгалтерской и управленческой (баланс, отчеты о прибылях и убытках и движении денежных средств). Критически необходимо иметь понятный для инвестора план перехода из одного типа отчетности в другую.
  • Объективную оценку качества и оптимизацию финансовых показателей, чтобы сделать продаваемое предприятие более привлекательным для инвесторов.
  • Определение целевого размера оборотного капитала и жесткий контроль его качества.
  • Формирование требуемого размера резервов.

Шаг 3: Предварительная юридическая проверка

Проведение предварительной юридической проверки вашего предприятия поможет выявить любые юридические проблемы или обязательства, которые могут существенно повлиять на сделку. Это может включать в себя аудит правовых документов, контрактов с поставщиками, клиентами и сотрудниками, а также проверку корректного оформления объектов интеллектуальной собственности.

Шаг 4: Подготовка информационных и маркетинговых документов для продажи

Основным документом предлагаемым потенциальным инвесторам для всестороннего изучения бизнеса является Инвестиционный меморандум (Investment Memorandum). Это документ, в котором отражены основные элементы бизнеса Ниже представлен кратий план типового инвестиционного меморандума:

Резюме проекта.

Описание бизнеса:

  • История компании или проекта.
  • Описание продуктов или услуг.
  • Рыночные возможности и тенденции.

Краткое описание рынка и рыночной конъюнктуры:

  • Анализ рыночной ниши.
  • Конкурентная среда.
  • SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats).

Детальное описание и анализ ключевых элементов бизнеса:

  • Продаж.
  • Закупок.
  • Производства товаров / Разработки услуг .
  • Имущественный / производственный комплекс.

Команда управления:

  • Опыт и квалификация членов команды.
  • Роли и обязанности в проекте.

Юридическая информация:

  • Правовой статус компании.
  • Важные контракты и лицензии.

План развития предприятия:

  • Ключевые финансовые и операционные показатели на 3-5 лет.
  • Требуемые инвестиции.
  • Описание основных рисков и способов их .
  • Стратегия выхода / получения дохода для инвестора
  • Планы по выходу инвесторов из проекта (продажа компании, IPO и т.д.).

Контактная информация

Приложения:

  • Дополнительные документы, подтверждающие информацию (бизнес-план, финансовые отчеты, маркетинговые исследования и т.д.).

Помните, что инвестиционный меморандум должен быть кратким, но информативным. Инвесторы обычно привлекаются четким и лаконичным изложением ключевых моментов. Важно также обеспечить конфиденциальность и точность предоставленной информации. При необходимости, рекомендуется проконсультироваться с юристом или финансовым консультантом для уточнения юридических и финансовых аспектов предложения.

Как самостоятельно продать бизнес. Продолжение тут.

Другие новости
Гарантии и заверения в сделках M&A: почему так много?

Гарантии и заверения при продаже бизнеса могут обеспечить безопасность и отсутствие судебных разбирательств для обеих сторон.

Бизнес перестал приносить прибыль? 5 областей для интенсивной “терапии”

Что делать, если бизнес перестал приносить былую прибыль.

Ошибки в сделках M&A: что делать, чтобы не пришлось расплачиваться.

На что стоит обратить внимание особое внимание собственнику при продаже бизнеса.

Как устроен процесс продажи бизнеса? Чем может помочь финансовый консультант? (Часть 1)

Продажа бизнеса — это сложный и комплексный процесс…

Похожие статьи
Гарантии и заверения в сделках M&A: почему так много?

Гарантии и заверения при продаже бизнеса могут обеспечить безопасность и отсутствие судебных разбирательств для обеих сторон.

Бизнес перестал приносить прибыль? 5 областей для интенсивной “терапии”

Что делать, если бизнес перестал приносить былую прибыль.

Ошибки в сделках M&A: что делать, чтобы не пришлось расплачиваться.

На что стоит обратить внимание особое внимание собственнику при продаже бизнеса.

Как устроен процесс продажи бизнеса? Чем может помочь финансовый консультант? (Часть 1)

Продажа бизнеса — это сложный и комплексный процесс…